Вы здесь: Главная » О чем поведал каргопольский узор 1 класс

О чем поведал каргопольский узор 1 класс

Закрыть ... [X]

В учебники включены темы по ознакомлению младших школьников с отдельными видами национальных культур различных этнических территорий России: Русский Север, Центральные регионы, Северный Кавказ, Урал, Сибирь и др., с региональными культурными традициями и особенностями (см. темы: «В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент хохломы»», «О чем поведал каргопольский узор. Орнамент народов России» и др. (1 класса); «Русский календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры — символы возрождения природы: импровизация», «Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: имповизация на тему литературной сказки»», «Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация» и др. (2 класс); «В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки», «В каждом посаде в своем наряде. Русский народный костюм» (3 класс); «Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образ-символ. Орнамент», «Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности» и др. (4 класс).

Этому способствуют творческие задания разнообразного характера, в том числе, расширение контактов с искусством на основе работы со справочной информацией и ИКТ. В учебниках побуждение к самостоятельному творчеству осуществляется посредством рубрик «Страница для любознательных», «Что нового узнали», завершающая изучение каждой темы, а также рубрики «Наши достижения. Я знаю, Я могу. Наш проект», в которой отражен творческий опыт (индивидуальный и коллективный) учеников каждого класса по итогам четверти, полугодия, учебного года.

3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
В учебниках процесс восприятия включен в каждую тему занятия. Для этого используются яркие, образные рассказы, беседы, включаются вопросы ассоциативного характера при прочтении литературного произведения или прослушивании музыкального сочинения, предусматриваются обращения к примерам из повседневной жизни. Этой же цели способствуют вопросы, направляющие учащихся на рассмотрение конкретного произведения и выявление характерных особенностей его содержания и формы с последующим высказыванием своего суждения о нем и участием в коллективном обсуждении.
К примеру, восприятие на занятии по теме «Какого цвета осень?» (1 класс) организуется посредством побудительных действий и совместного обсуждения следующих вопросов: Полюбуйся произведениями изобразительного искусства. Расскажи, какие цвета осени подметили живописцы? Что представили они на своих картинах? Что общего и различного в показе осенней природы на картинах разных художников? Из каких красочных пятен складываются на них изображения земли, деревьев, реки, неба?

4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Овладение элементарными практическими умениями и навыками рисунка в учебниках представлено как начальная стадия рисования, которая включает в себя умения определять очертания формы, объема предметов и расположение их в пространстве, элементарные приемы в создании графического образа. Рисунок включает учебное рисование с натуры, рисование по памяти и воображению.

Для формирования графических умений и навыков используются разные средства и методы. Например, на занятии по теме «Зимнее дерево. Живая природа. Пейзаж в графике» (1 класс) для этой цели предусматривается:

– восприятие (живой природы — «Понаблюдай за изменениями в природе»; поэтического произведения — фрагмент стихотворения ; произведений графического искусства — «Полюбуйся зимним пейзажем И. Шишкина, С. Никиреева»; «Рассмотри рисунок И. Билибина»; «Восхитись работой народного мастера Е. Ельфиной». «Обрати внимание, на то, как с помощью белой замкнутой линии кружевница создает образ поющего дерева»);
– беседа с выявлением специфики графической задачи («Расскажи, в чем тайна белых и черных линий?»);
– работа по дидактической таблице («Рассмотри таблицу. Проследи, как контур, разнообразные штрихи, спирали, дугообразные линии превращаются в художественное изображение дерева»);
– упражнение («Выполни упражнение по созданию образа зимнего дерева, с помощью приемов замкнутого контура, штриха, дугообразных линий или спиралей»);
– самостоятельная работа над композицией («Выбери графические приемы для создания образа зимнего леса. Нарисуй деревья в заснеженном лесу в творческой тетради»).

Существенное влияние на учащихся в процессе овладения элементарными (простейшими) графическими приемами рисунка оказывают представленные в учебниках произведения видных мастеров отечественной графики: И. Билибина, А. Остроумовой-Лебедевой. В. Фаворского, Г. Захарова (станковая и книжная графика), Т. Мавриной, А. Пахомова (книжная графика).

Овладение элементарными практическими умениями и навыками живописи в учебниках рассматривается как один из видов художественной деятельности и вид изобразительного искусства. Овладение элементарными практическими умениями и навыками живописи связано с отображением учащимися родной природы, приобретением новых знаний о рисовании с натуры, по памяти и представлению (натюрморты, сюжетные композиции, пейзажи). Например, в 3 классе
На занятии по теме «Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет, воздушная перспектива» (3 класс) расширяются знания и представления учащихся о наблюдательной и воздушной перспективе, о влиянии толщи воздуха на цвет удаленных от зрителя предметов. Школьники узнают о роли точки зрения в композиции пейзажа.

При выполнении живописных работ и упражнений учащиеся овладевают элементарными практическими умениями и навыками использования композиционных приемов выразительности: ритм, асимметрия и симметрия, равновесие, выделение композиционного центра.

Овладение элементарными практическими умениями и навыками скульптуры как одного из видов художественной деятельности.
В учебниках «Изобразительное искусство» для 1–4 классов рассматриваются объем или трехмерность — основа языка скульптуры. В процессе освоения элементарных практических умений и навыков лепки (глина, пластилин) развивается чувство фактуры, формы, понимание ее значения в передаче эмоционального звучания образа.

Учебники знакомят учащихся с доступными им объектами лепки — изделия мелкой пластики (скульптура малых форм) — небольшие произведения, создаваемые, народными мастерами в центрах народных художественных промыслов, например, темы: «В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская народная игрушка (Каргополь)», «О чем поведал дымковский узор. Русская глиняная игрушка» (1 класс); «В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров», и др. (2 класс).

В творческих заданиях, связанных с выполнением лепных работах учащиеся овладевают элементарными практическими умениями и навыками создавать фантастические образы глиняных игрушек, усваивают разные традиционные приемы лепки Мастер советует, в какой последовательности следует лепить.
Овладение элементарными практическими умениями и навыками декоративно-прикладного и народного искусства как одного из видов художественной деятельности реализуется в познании композиционных закономерностей орнамента и условий практического освоения приёмов народной художественной традиции, например, темы: «Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы», «Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм» (1 класс); «В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор (Древняя Греция и Дагестан)», «Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция по мотивам русского изразца» и др. (2 класс); «Цветы России на павловских платках и шалях. Набойка: традиции мастерства» и др. (3 класс); «Связь поколений в традиции Городца. Городецкая роспись. Декоративное панно» и др. (4 класс).

При выполнении творческих заданий к этим темам и другим учащиеся овладевают элементарными практическими умениями и навыками выполнения орнаментов на основе повтора и вариаций (зарисовки символов традиционных орнаментов — птицы-павы, матери сырой земли, засеянного поля); выполнения росписей по мотивам традиционных народных орнаментов на основе вариаций и импровизаций (роспись балхарских, древнегреческих керамических судов, роспись саночек для катания на Масленицу, составление орнамента для муравленого изразца, составление эскиза резной доски для печатного пряника); на воинских доспехах (шлем, кольчуга, щит, меч) (см. темы в п. I).

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.) определяются обеспечением зрительного ряда для наглядного разбора изобразительных приемов и творческого анализа эмоционально выразительных композиционных и колористических и др. выразительных средств разных видов изобразительного искусства: экранные пособия, репродукции произведений художников и народных мастеров, наглядные пособия, отражающие этапы работы и др., используем при изучении разнообразных тем, а также в предлагаемых в учебниках заданиях для учащихся на «Страницах для любознательных» (3—4 класс), посвященных памятникам архитектуры крепостного зодчества, русской деревянной игрушке», русскому народному костюму и павлопосадской шали, орнаментальному образу в искусстве России и стран Западной Европы, русскому и западноевропейскому изобразительному искусству).

Учебники «Изобразительному искусство» для 1–4 классов закладывают фундамент для эффективной реализации и освоения учащимся основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия индивидуального развития всех обучающих программ.
В УМК, помимо учебников, входят следующие компоненты: программа творческие тетради, методическое пособие для учителя.

Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Музыка» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений Авторы: , ,

Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Музыка» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений создана под руководством заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук, доцента . В учебниках нашло отражение новое направление отечественной музыкальной педагогики, получили развитие лучшие традиции отечественной школы массового музыкального образования и воспитания.

При создании данной линии учебников авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. Направленность содержания этой линии учебников на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры определяет его актуальность.

Изначально необходимо отметить установку данной линии учебников на то, что в виду специфики искусства занятия музыкой и достижение предметных результатов неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Постижение искусства, прежде всего, связано с развитием музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к миру, человеку, к самому себе.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта учебники для 1—4 классов направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по музыке.

Личностные результаты

·  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Учебники для 1—4 классов вводят ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства, формируют чувства любви и гордости за историческое прошлое страны, героические подвиги русского народа.

Учащиеся 2 класса разучивают Гимн России, знакомятся с государственной символикой (гербом, флагом) (с. 14—15). Это пробуждает и воспитывает в них патриотические чувства, любовь к Родине.

В разделе учебника для 1 класса «Музыка вокруг нас» тема «Азбука, азбука каждому нужна…» (с. 20—21) посвящена первой славянской азбуке, созданной Кириллом и Мефодием. Темы «Музыкальные инструменты» (с. 24—25), «Садко. Из русского былинного сказа» (с. 26—27), «Звучащие картины» (с. 30—31), «Разыграй сказку» (с. 52—53) знакомят ребят с русскими народными инструментами, русским фольклором. Тема «Музы не молчали» (с. 56—57) посвящена музыкальным произведениям об истории России, защитниках Отечества.

В учебниках для 2—4 классов разделы «Россия — Родина моя» (с. 6—15), «День, полный событий» (с. 16—35), «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (с. 52— 69) и др. ориентируют учащихся на знакомство с образцами русского музыкального фольклора, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, природе, труду, предполагают изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций.

Например, темы в учебнике для 2 класса «Здравствуй, Родина моя», «Моя Россия» (с. 10—13), «Природа и музыка» (с. 20—21), «Музыка в народном стиле» (с. 62—63), «Проводы зимы», «Встреча весны» (с. 66—69) и др.

В учебнике для 3 класса — «Природа и музыка», «Звучащие картины» (с. 8—11), «Виват, Россия», «Наша слава — русская держава», «Кантата «Александр Невский», «Опера «Иван Сусанин, Родина моя! Русская земля. Да будет во веки веков сильна…» (с. 12—21), «Настрою гусли на старинный лад», «Прощание с Масленицей» (с. 56—67) и др. способствуют воспитанию чувства любви к родной природе, гордости за героическое прошлое страны.

В учебнике для 4 класса темы «Ты запой мне ту песню…», «Вся Россия просится в песню…», «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» «На великий праздник собралася Русь!» (с. 10—23), «Композитор — имя ему народ» (с. 61—65), «Народные праздники» (с.  68—69), «Троица» (с.  70—71) и др. раскрывают истоки русского народного творчества, красоту русской души.

·  Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

Введение младших школьников в мир музыки происходит через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценности своей культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес к культуре других народов мира.
Тема природы, ее восприятия как эстетической, нравственной составляющей жизни человека, выраженного в музыкальных, поэтических образах сквозь призму отношения композитора, поэта к миру, занимает большое место в учебниках, начиная с 1 класса (темы «Повсюду музыка слышна», «Душа музыки — мелодия», «Музыка осени», «Музыка утра», «Музыка вечера», «Сочини мелодию», с. 12—19). В темах для 2 класса «Край, в котором ты живешь», «Поэт, художник, композитор», «Музыка утра», «Музыка вечера» (с. 42—49) и др. музыкальные произведения рассказывают о красоте родной природы, воспитывают любовь и заботливое отношение к ней.

Впервые в учебники для 1—4 классов включены темы, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся.

Например, в учебнике для 1 класса в темах «Пришло Рождество, начинается торжество», «Родной обычай старины» (с. 34—39), в разделах учебников для 2, 3 и 4 классов «О России петь — что стремиться в храм» раскрываются содержание, смысл основных христианских праздников. В учебниках даются тексты и нотная запись рождественских песен разных народов (1—2 классы, с. 34—37), пасхальных песнопений (3—4 классы, с. 48—51). Дети знакомятся с колокольными звонами во 2 классе в темах «Великий колокольный звон», «Звучащие картины» (с. 38—41), в 4 классе в темах «Ярмарочное гулянье», «Святогорский монастырь» (с. 52—55).

·  Формирование уважительного отношения к культуре других народов.

В учебниках произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. В учебниках широко используется принцип диалога культур. Он предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой различных национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

Например, в учебнике для 1 класса — темы «И муза вечная со мной!», «Хоровод муз» (с. 8—11), «У каждого свой музыкальный инструмент» (с. 54—55) знакомят с песнями и танцами народов мира.

В учебнике для 2 класса — сопоставление увертюр к операм «Руслан и Людмила» и «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарта в теме «Увертюра» (с. 102—103), мелодий песен, интонаций сочинений этих же композиторов в теме «Печаль моя светла» (с. 122—123). Рассматривается творчество И.-С.  Баха, Л. Бетховена и др.
В учебнике для 3 класса в теме «Певцы родной природы» (с. 124—125) раскрываются общие черты музыки русского композитора и норвежского композитора Э. Грига.

В учебнике для 4 класса тема «Композитор — имя ему народ» (с. 60—61) знакомит учащихся с песнями народов мира. Тема «Русский Восток» (с.  102—105) рассказывает о русских композиторах, которые использовали в своих произведениях восточные мелодии. Темы «Не молкнет сердце чуткое Шопена…», «Танцы, танцы, танцы…» (с.  82—85), «Исповедь души», «Революционный этюд» (с. 114—117) посвящены жизни и творчеству польского композитора Ф. Шопена.

·  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Содержание данной линии учебников воспитывает художественный вкус школьников, ориентируя их на образное, нравственно-эстетическое постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов.

Например, в 1 классе в темах «Музыка осени» (с. 16), «Музыка вечера» (с. 49) предлагаются такие вопросы и задания:
Послушай пьесу. Какую осень нарисовал композитор музыкальными красками? Какое стихотворение по настроению близко этой музыке?
Послушай, как музыку вечера нарисовали разные композиторы.
О чем рассказала тебе эта музыка?
Передай красками настроение вечера.
Во 2 классе в теме «Природа и музыка» (с. 21) — «Как звуками фортепиано можно показать простор между небом и землёй, облаками и травой?» и т. п.

·  Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

С этой целью во все учебники включено большое количество игр и заданий, разнообразных по форме и содержанию. Целый ряд заданий связан с созданием пластических этюдов, участием в драматизации музыкальных пьес, в сценическом воплощении фрагментов музыкальных спектаклей; с формированием навыков свободного дирижирования; элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах.

Например, в 1 классе в темах «Музыкальная азбука» (с. 22—23), «Музыкальные инструменты» (24—25), во 2 классе в темах «Плясовые наигрыши» (с. 56—57), «Музыка в народном стиле» (62—63), «Сказка будет впереди» (с. 72—73), в 4 классе в темах «Ярмарочное гулянье» (с. 53), «Оркестр русских народных инструментов» (с. 64—65) и др.

Задания предполагают индивидуализацию их выполнения. Детям предоставляется возможность выбора заданий в соответствии cо своими  интересами и предпочтениями, даются задания на интеграцию различных видов творческой деятельности и взаимодействие со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Например: представь себя в роли композитора, дирижера, режиссера, разыграй песню, сочини мелодию, подбери аккомпанемент. Участвуя в играх, драматизации музыкальных произведений дети получают навыки работы в группе.

В 1 классе в теме «Родной обычай старины» (с. 36) предлагается сочинить колядку с пожеланиями тем людям, к которым идешь в гости. В теме «Мамин праздник» (с. 61) дается задание выучить и спеть маме и бабушке песенки о весеннем празднике и т. п. В теме «Чудесная лютня» (с. 65) предлагается представить, «что в школу приехали дети из другой страны, которые не знают твоего языка. С какой музыкой ты бы их познакомил, чтобы они лучше узнали и почувствовали твою страну?» В темах «У каждого свой музыкальный инструмент» (с. 55), «Разыграй сказку», (с. 53), «Опера-сказка» (с. 73) и др. предлагается разыграть по ролям песню, сказку, сценку из музыкального спектакля.

·  Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

С этой целью в учебниках представлен разнообразный материал, нацеленный на воспитание человека, душевную отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживание им.

Изучение произведений композиторов-классиков, например: Глинки (3 класс, с. 70—75), Глюка (3 класс, с. 76—77), Чайковского (3 класс, с.  86—87), Грига (3 класс, с. 104—105), Бетховена (3 класс, с. 106—107) способствует воспитанию у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживанию героям музыкальных произведений, обогащает чувства, развивает душевные качества.

Изучение произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, дающим возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Вопросы и задания в учебниках направляют учебную деятельность детей на активное, прочувствованное и осознанное восприятие лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего — от народной песни, духовной музыки до фрагментов из кантат и опер героико-патриотического характера. Разнообразный материал нацелен на воспитание в ребенке душевной отзывчивости, развитие способности думать о чувствах близких людей и сопереживать им.

Например, во 2 классе в темах «Молитва» (с. 47), «Мама» (с. 34), «Детский музыкальный спектакль» (с.  77), в 3 классе в темах «Севера песня родная» (с. 104—105), «Героическая» (с. 106—107), в 4 классе в темах «»Я пойду по полю белому…» (с. 20—21), «Прелюдия» (с. 112—113), «Революционный этюд» (с. 116—117) и др.

Метапредметные результаты

·  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

С этой целью в учебниках предлагаются задания, связанные с пением (1 класс, с. 15, 17, 19, 23, 35; 2 класс, с. 21, 123; 3 класс, с.  15, 21, 27, 47, 83 4 класс, с. 79, 85, 104), пластическим интонированием (1 класс, с. 24, 59, 61; 3 класс, 17; 4 класс, 75), драматизацией музыкальных произведений, участием в сценическом воплощении их фрагментов (1 класс, с. 33, 53, 55, 73; 2 класс, с.  59, 61, 3 класс, с. 33; 4 класс, с. 53), формированием навыков свободного дирижирования (1 класс, с. 39; 2 класс, с. 81, 4 класс, с. 13); сочинением — «представь себя в роли композитора»  (1 класс, с. 25; 2 класс, с. 65, 69; 4 класс 69, 106), элементарным музицированием на детских музыкальных инструментах, воображаемой клавиатуре (1 класс, с. 58—59; 2 класс, с.  57, 63, 69; 3 класс, с. 61; 4 класс, с. 65, 89).

·  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

С этой целью в учебниках предлагаются задания, рассчитанные на совместную деятельность: разучивание песен, пение, разыгрывание песен, сцен из музыкальных произведений, аккомпанирование, игра на простейших музыкальных инструментах и т. п. (В 1 классе — с. 15, 19, 21, 23, 55; во 2 классе — с. 10, 21, 33, 57, 59, 61, 63; в 3 классе — с. 7,47, 51; в 4 классе — с. 10—11, 18—19, 68—69 и др.).
Совместное музицирование воспитывает ответственность каждого учащегося за достижение общего художественно-эстетического результата; формирует умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

·  Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Начиная с 1 класса, учащиеся анализируют прослушанную музыку: как она звучит, какое настроение передает, какие чувства вызывает. Например, в 1 классе в темах «Музыкальные инструменты» (с. 28—29), «Разыграй песню» (с. 32—33), во 2 классе в темах «Симфоническая сказка» (с.  90—93), «Все в движении» (с. 113, 115) и др. Сравнивают различные музыкальные произведения, выявляя их сходство и различия. Например, в 1 классе в теме «Пришло Рождество, начинается торжество» (с. 34—35), «Музыкальные инструменты» (с. 63), во 2 классе в теме «Опера «Руслан и Людмила» (с. 83, 85, 87), в 3 классе в темах «Святые земли русской» (с. 53), «Севера песня родная» (с. 105), в 4 классе в теме «Ангел вопияше» (с. 34—35), «Родной обычай старины» (с. 36—37), «Зимний вечер» (с. 46—47) и др.

·  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.

С этой целью в учебниках представлено большое количество стихов и отрывков прозы с заданиями выразительно прочитать, сопоставить с соответствующими музыкальными произведениями, придумать рассказ и т. п.
Например, в 1 классе в теме «Сочини мелодию» (с.  18—19), «Музыкальные инструменты» (с. 24—25), во 2 классе — «Сочини песенку» (с. 65), в 3 классе —  «Игры и игрушки» (с. 32), «На прогулке (с. 35), «Вечер» (с. 37),  «Древнейшая песнь материнства (с. 45), «Настрою гусли на старинный лад…» (57), «Вербочки» (с. 50—51); в 4 классе — «Как сложили песню» (с. 14—15), «Звучащие картины» (с. 16—17), «Зимнее утро» (с. 44—45), «Приют, сияньем муз одетый… (с. 56), «Старый замок (с. 79) и др.

·  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства по жанрам и стилям; видам исполнительского творчества, формируют у младших школьников универсальные учебные действия и, тем самым, — одну из важнейших граней культуры человека — способность схватывать, устанавливать связи и отношения отдельных явлений жизни и искусств.
Например, в 1 классе — с. 33, 45, 57, 63; 2 класс — с. 19, 27, 79, 83; 3 класс — с. 21, 25, 26, 29, 31, 35, 45; 4 класс —17, 35, 37, 45,  47, 85 и др.

·  Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Отличительной особенностью данной линии учебников является охват широкого культурологического пространства, выход за рамки музыкального искусства и включение в учебники сведений из истории, привлечение произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет не только функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения, но и способствует развитию ассоциативно-образного мышления.

С этой целью, начиная с 1 класса, в учебниках предлагаются задания на сопоставление музыкальных сочинений с произведениями литературы и изобразительного искусства. Например, в 1 классе — с. 45, 47, 49, 60; во 2 классе — с. 20, 29, 31, 41, 83; в 3 классе — с. 11, 37, 65, 99; в 4 классе — с. 17, 71, 101,107 и др.
Разнообразие материала и заданий помогает учащимся легче и быстрее запоминать музыку, понять ее образный строй, формирует их музыкально-слуховой опыт, интонационный словарь.

Предметные результаты

·  Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

Содержание учебников ориентирует учащихся младших классов на понимание роли музыки с жизни каждого человека с самых первых уроков. Например, в учебнике 1 класса — первый раздел «Музыка вокруг нас» дает возможность школьникам понять, что музыка окружала человека во все времена: «И Муза вечная со мной!» «Хоровод муз», «Повсюду музыка слышна» /фольклор/ (с.  8—13).

Линия «Природа и музыка» дает возможность ребенку понять неразрывное единство человека с природой. Например, «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского (2 класс, с. 8—9, 4 класс, с.  126—127), «Утро», «Вечер» С.  Прокофьева  (2 класс, с. 20—21), «Вечерняя песня» М. Мусоргского, «Заход солнца» Э. Грига (3 класс, с.  36—37) «Утро» Э. Грига, «Доброе утро» Д. Кабалевского (1 класс, с. 44—47, 3 класс, с. 24—25), «Океан — море синее» Н. Римского-Корсакова (3 класс, с.  84—85)», «Весна. Осень» Г. Свиридова (2 класс, с.  120—121), «Снег идет» Г. Свиридова  (3 класс, с.  120—121), русские народные песни «Ты река ль, моя реченька» (4 класс, с.  10), «У зари-то у зореньки» (4 класс, с. 18), троицкие песни (4 класс, с.  68—69), песни о природе народов мира (4 класс, с.  60—61), пьесы из цикла «Времена года» П. Чайковского (4 класс, с.  42—43) «Зимнее утро», «Зимний вечер»  (4  класс, с.  44—47), «Сирень» С.  Рахманинова  (4  класс, с. 80—81).
В учебниках образы родной природы раскрываются не только в музыке, но и в произведениях литературы (стихи И. Никитина, А. Фета — 1 класс, с.  45, 48; А. Пушкина — 1 класс, с.  16, 4 класс, с.  42—49 и др.), изобразительного искусства (Ф. Васильев — 1 класс, с.  45, 49), И. Левитан — 1 класс, с. 46, 2 класс, с.  40, 3 класс, с.  36—37), Б. Кустодиев — 2 класс, с. 52; В. Борисов-Мусатов — 2  класс, с.  120—121 и др. Широкие ассоциативно-образные связи музыки с другими видами искусства помогают ребенку познавать мир, созданный музыкальными звуками, красками, словами.

Духовно-нравственному совершенствованию личности младшего школьника способствуют музыкальные сочинения, запечатлевшие исторические личности, образы защитников земли Русской (1 класс, с.  56—57; 2 класс, с.  42—43; 3 класс, с. 12—13 — Петр I, 16—17 — А. Невский; с.  44—45 — С.  Радонежский, c. 52—53 — святые земли русской, с. 18—21 — Иван Сусанин; 4 класс, с. 26—27 — княгиня Ольга и князь Владимир, с. 94—99 — Сусанин; 4 класс, с.  30—31 — славянские просветители Кирилл и Мефодий, с.  28—29 — Илья Муромец,  а также образы материнства (1 класс, с.  60—61, 2 класс, с. 35—35, 3 класс, с. 40—47), детства (1 класс, с. 72—73, 2—3 классы, раздел «День, полный событий», соответственно с. 18—35, 24—37), традиции народных и религиозных праздников (Рождество Христово — 1 класс, с.  34—35, 2 класс, с.  48— 51, колядование — 1 класс, с. 36—37; Масленица, встреча весны — 2 класс, с. 66—69, 3 класс, с. 66—67; Вербное воскресение — 3 класс, с.  48—51, Троица — 4 класс, с. 69—71).

Отдельные развороты учебников раскрывают перед школьниками тайны исполнительского мастерства, знакомят с музыкальными инструментами, исполнительскими коллективами и исполнителями—инструменталистами, вокалистами, дирижерами (1 класс, с. 24—31, 54—55, 58—59, 62—67; 2 класс — с. 28—29, 80—81, 124—127, 3 класс, с.  94—101, 4 класс, с.  14—15, 62—67, 74—75, 90—94,  112—113, 118— 119, 122—123) и др.

·  Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

В учебниках «Музыка» реализуется широкая трактовка понятия «музыкальная культура школьников». Это и культура восприятия музыки различных стилей, жанров — музыкального фольклора (1 класс — народные песни и музыкальные инструменты, с.  24—23, 36—37, 52—55, 64—65; раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» в учебниках 2 класса, с.  52—69; 3 класса, 54—67; 4 класса, с.  58—71); музыки религиозной традиции (раздел «О России петь, что стремиться в храм» — 2 класс, с.  36—51; 3 класс, с. 40—43; 4 класс, с.  26—39); музыки золотого фонда русской и зарубежной классики (композиторы М. Глинка, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, С.  Рахманинов, И. Стравинский, С.  Прокофьев, Г. Свиридов, Д. Кабалевский, А. Рыбников и др.; И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Дж. Гершвин, Ф. Лоу, Р. Роджерс и др.), современной академической и популярной (джаз, авторская песня, мюзикл, песни современных отечественных композиторов).

Разнообразные виды музыкальной деятельности представлены на каждом развороте учебников (1 класс, с.  21 — «Разучи песни об азбуке и спой их на своем школьном празднике»; с.  39 — «Передай выразительными движениям вальс снежинок»; с. 61 — «Исполни мягкими движениями руки пульс колыбельной, а потом, напевая мелодию, запиши его. Как должна звучать музыка?»; 2 класс, с. 59 «Разыграй песню «Выходили красны девицы». В сопровождении каких народных инструментов можно исполнить эту песню?»; с. 81 — «Представь себя в роли дирижера и попробуй продирижировать разными маршами из опер и балетов»; 3 класс, с. 60 — «Сыграй аккомпанемент /былины/ на воображаемых гуслях»; 4 класс, с. 69 — «Попробуй сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая» и спеть ее» и др.

Музыкальный вкус младших школьников формируется под воздействием общения с лучшими образцами мирового музыкального искусства (включая популярную музыку), представленными на страницах учебника (1 класс — с. 12—13, 18—19, 60—61; 2 класс — с. 14, 22, 26—29, 40—41, 82—83, 114—115, 118—121; 3 класс — с. 29, 45, 104—105, 108—109; 4 класс — с. 76, 108—109, 112, 114—117, 127); усвоению основных понятий  (терминов) музыкального искусства в опоре на жизненно-музыкальный опыт (1 класс, с. 76—77, 78—79; 2—4 классы — термины по нижнему полу разворотов) и др.

·  Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

C этой целью в учебниках представлены вопросы и комплексы заданий, направленные на проникновение учащихся в интонационно-образную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности, на осознание интонации как носителя образного смысла музыкального произведения и в широком смысле слова — как важнейшего свойства человеческого общения.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Источник: http://pandia.ru/text/79/023/77784-8.php


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Презентация на тему: "Декоративно- прикладное искусство Каргопольская." Завязать галстук селедка

О чем поведал каргопольский узор 1 класс О чем поведал каргопольский узор 1 класс О чем поведал каргопольский узор 1 класс О чем поведал каргопольский узор 1 класс О чем поведал каргопольский узор 1 класс О чем поведал каргопольский узор 1 класс О чем поведал каргопольский узор 1 класс О чем поведал каргопольский узор 1 класс

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ